Сегодняшний гость нашей рубрики Герхард Клапп – основатель, владелец и бессменный руководитель компании KLAPP
Cosmetics
GmbH, которая почти 40 лет производит в Германии одноименную профессиональную косметику, известную во всем мире.
Бизнес
для господина Клаппа является делом его жизни, в которое он вкладывает все свои ресурсы и в котором его поддерживает
семья, а прославленное немецкое качество, отличающее в том числе и бренд KLAPP Cosmetics, – это лишь следствие
ежедневного труда и стремления к совершенству. Знакомьтесь – Герхард Клапп.
ГЕРХАРД КЛАПП: Я родился в небольшом городке Иста, возле Вольфхагена, и вырос на родительской ферме. Мои родители
были
простыми, работящими людьми. С раннего детства мне приходилось много помогать им по хозяйству. Они научили меня
трудолюбию и ответственному отношению к тому, что делаешь. От них я часто слышал немецкую пословицу «Ohne Fleib kein
Preis» («Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»).
По образованию я врач. Сначала служил фельдшером в армии в городе Хессиш-Лихтенау. Затем поступил в медицинский
институт, а после его окончания практиковал в городе Кассель.
Еще в институте я познакомился с профессором фармакологии, который помог мне определиться с направлением в профессии.
В
70-е годы отмечался всплеск интереса к альтернативной медицине. Однако мало кто из врачей был готов применять такие
методы лечения. Мне же было интересно попробовать себя в натуропатии, и я стал изучать традиционную китайскую
медицину,
и в частности акупунктуру.
Работая натуропатом, я увидел потребность пациентов в качественных косметических препаратах по уходу за лицом и
телом.
Ее отмечала и моя жена, которая была в ту пору косметологом и часто обращалась ко мне за советом. Я решил создать
косметику на основе активных веществ, которые использовал в лечении. Мы с женой вложили все сбережения в разработку
первой продукции и в 1978 году основали первую компанию Margit-Klapp-Cosmetics.
В начале пути самым трудным было вывести новую марку на рынок, приучить к ней косметологов, привлечь внимание
клиентов.
Это стоило больших усилий, учитывая то, насколько немцы консервативны.
Моей целью был (и остается по сей день) выпуск высококачественных продуктов с инновационными ингредиентами, поэтому
мы
сразу организовали собственное производство. Первоначально компания базировалась в центре города Хессиш-Лихтенау. Но
в
начале двухтысячных годов мы начали стремительно расти, купили площади, некогда принадлежащие немецкой армии,
вложили
несколько миллионов евро в ремонт помещений и через пару лет открыли новое производство, отвечающие всем современным
стандартам качества.
Я контролирую все этапы производства продукции, от идеи до упаковки. Думаю, только так можно быть абсолютно уверенным
в
своем бренде и на шаг опережать отрасль. При создании новых препаратов мне важно сначала определить, какую проблему
мы
будем решать и при каких обстоятельствах она появилась. Затем идет разработка формулы продукта.
Чтобы правильно отобрать ингредиенты, на основе которых будут созданы высокоэффективные продукты, необходима
кропотливая
работа в лаборатории (ею я тоже занимаюсь, как ученый) и чутье. Я посещаю все профессиональные выставки, особенно
мне
интересны выставки медицинского направления, на них я ищу хай-тек ингредиенты (от англ. high-tech – высокие
технологии,
то есть наиболее новые и прогрессивные технологии современности. – Прим. ред.). Моей первой серьезной
косметологической
разработкой в 1981 году стал тимусовый клеточный экстракт: мне первому удалось получить высокоочищенный
концентрированный препарат, пригодный к использованию в косметологии. В дальнейшем было множество удачных решений,
составивших славу бренда KLAPP Cosmetics.
Вообще на разработку оптимальной рецептуры, тщательное тестирование (всю готовую продукцию я тестирую сам),
сертификацию
и упаковку одного препарата требуется много времени. Иногда проходит два-три года, прежде чем новый продукт появится
на
рынке.
Я перфекционист и считаю, что в сфере красоты именно это является залогом успеха. Компания KLAPP Cosmetics имеет
сертификаты качества производимой продукции, для получения которых нужно пройти строжайший допуск (в Германии
требования
значительно выше общепринятых в Евросоюзе). Кроме того, мы самостоятельно инициируем дополнительную проверку нашей
косметики, сотрудничая с институтами DERMATEST во Франкфурте-на-Майне и Мюнстере.
>Еще в начале 80-х годов параллельно с разработкой профессиональной косметики я решил развивать еще одно
направление, которое было тогда новым. Мне хотелось адаптировать для Европы несколько техник восточного
косметического и
оздоровительного массажа. Я несколько месяцев провел в индийском ашраме (духовная или религиозная община, куда
человек
приходит для медитации, молитвы, совершения ритуала и духовного обновления. – Прим. ред.), чтобы прочувствовать, как
ориентальные массажные методики лечат и тело, и дух человека, и понять, как лучше использовать их в современном
европейском мире. Ведь согласно древним восточным принципам, в которые я свято верю, красота невозможна без гармонии
тела и души и омолодить тело можно, только оздоровив его.
Вся сложность в переложении восточных процедур на европейский лад состояла в том, что восточное восприятие мира в
целом
и косметических процедур в частности очень отличается от европейского. Например, обитатель Востока считает
болезненные
приемы нормальными оздоровительными действиями, тогда как европейского рядового клиента салона красоты они отпугнут.
Или, скажем, резкие ароматы масел в аюрведическом массаже, способные умиротворить индийца, могут довести до мигрени
европейца. Однако за годы упорного научного труда мне удалось адаптировать для салонов красоты, спа- и
велнес-центров
наиболее интересные и действенные массажные методики Азии: индийский масляный массаж, китайский Chi Yang, балийскую
методику цветотерапии, тайский травяной массаж, массаж горячими камнями.
Я руковожу компанией KLAPP Cosmetics почти сорок лет и с самого начала четко сформулировал для себя, какими
качествами
должен обладать руководитель. Нравится это кому-то или нет, но его задача – вести за собой сотрудников, быть
ориентиром
для них, давать им уверенность в завтрашнем дне и в том, что они делают лучший продукт. Кроме того, нужно уважать
своего
клиента, быть способным слушать и слышать его. И конечно, обходимо оставаться последовательным во всем, уметь
строить
длительные доверительные отношения.
Я считаю, что доверие – один из важнейших элементов построения чего бы то ни было. Для меня это фундамент для личных
и
деловых отношений. Вместе с партнерами и коллегами мне довелось пройти большое количество жизненных ситуаций, в
которых
наше взаимное доверие и желание работать вместе прошли проверку на прочность и в результате привели нас к
сегодняшнему успеху бренда.
Так, глобальный экономический кризис в 2005 году сильно ударил по косметической отрасли, в тот момент в штате нашей
компании работали 80 человек, и пришлось уволить некоторых сотрудников. Это решение было трудным. В 2009 году кризис
в
отрасли усилился и оборот компании снизился в 15 раз . 2010-й стал тяжелым годом для KLAPP Cosmetics, поскольку
начали
распространяться слухи, что компания полностью разорена. На тот момент у нас был кредит на 1,3 миллиона евро, и банк
потребовал его выплату в полном размере в кратчайшие сроки. Мне еще раз пришлось сократить сотрудников и оплатить
задолженность из текущей прибыли. Было тяжело, но мы справились. Сейчас в холдинг KLAPP входит семь компаний, в
которых
работают около 250 сотрудников, открыты филиалы в Бельгии, Франции, США, Бразилии и Индии.
Во всех ключевых вопросах бизнеса последнее слово всегда остается за мной, и только я принимаю главные решения. Да, у
меня были ошибки и промахи, и каждый раз это становилось вызовом. Но я люблю вызовы и убежден: даже если вы упали,
вставать надо всегда с гордо поднятой головой.
Наверное, я очень строгий руководитель и предъявляю к сотрудникам большие требования. Для меня важно, чтобы с самого
начала люди выполняли свою работу на максимуме, как будто это их последний шанс.
Мой девиз: «Жизнь измеряется не годами, а годы измеряются жизнью». Я ежедневно работаю над тем, чтобы
профессиональная
косметика получила в будущем то внимание, которого она заслуживает. Наша отрасль сегодня многогранна и очень
динамична.
Она должна стать площадкой для применения высокоэффективных и инновационных косметических продуктов, которые сделают
клиентов салонов красивыми и здоровыми, помогут им справиться с повседневным стрессом. Я не хочу делать прогноз
относительно роста или снижения количества потребителей профессиональных косметологических услуг. Но я уверен, что
даже
в эпоху цифровых технологий работа с людьми никогда не потеряет своего значения, по крайней мере в индустрии красоты
уж
точно.
Я весьма активный человек, и мой график не меняется многие годы: рабочий день начинается в восемь утра и
заканчивается в
шесть-семь вечера. Конечно, бывают дни, когда приходится работать и больше. Свободного времени у меня не так много.
В
основном, как только оно появляется, я начинаю обдумывать различные идеи, и в голове рождается новый продукт.
Безусловно, организм иногда требует отдыха, и я позволяю себе провести пару недель отпуска в любимых местах, например
в
Испании. Я объехал почти весь мир. Только путешествуя, можно держать руку на пульсе, быть в курсе последних
тенденций в
разных сферах жизни. В поездках всегда стараюсь познакомиться поближе с местными обычаями, традиционными методами
лечения и оздоровления. Недавно вернулся из командировки в Китай с новыми идеями активных ингредиентов.
Хобби у меня одно: с самого детства я увлекаюсь футболом. Часто хожу на стадион, чтобы посмотреть, как играет моя
футбольная команда.
Вдохновением для меня служат женщины. (Смеется.) Они всегда открыты всему новому и любят меняться. Женщины могут
придумать и попросить всё что угодно. И всегда нужно быть реактивным, чтобы воплощать в жизнь их мечты.
Я стараюсь больше общаться с молодежью. Молодые люди заряжают своей энергией, делятся интересными и нестандартными
идеями.
У меня два сына. Оба они работают в KLAPP Cosmetics: старший сын – в отделе экспорта, а младший перенимает мой опыт
управления компанией.
Все проекты KLAPP Cosmetics отражают бережное отношение к древним традициям оздоровления и при этом нацелены на
развитие
ноу-хау в индустрии красоты. Мы популяризируем такой подход к красоте как в Германии, так и во всем мире. Я горжусь
прошлыми успехами KLAPP Cosmetics и достижениями настоящего, но уже сейчас активно работаю над будущим. Надеюсь, в
ближайшее время мы опять удивим косметический рынок.
Интервью журналу "Красивый бизнес" май/июнь/18